Основными пользователями услуг мобильной связи к 2020 году станут устройства, а не люди. Сотовые операторы готовятся к наплыву электронных абонентов.
Роль основных застрельщиков m2m-революции, бесспорно, история отводит операторам сотовой связи. Львиная доля устройств с m2m-функционалом, которые в недалеком будущем сформируют «Интернет вещей», будет подключаться к Сети именно по их каналам. А это, если верить визионерам из шведской компании Ericsson, целых 50 млрд электронных абонентов к 2020 году. Масштаб грядущих подключений впечатляет! Тем более — на фоне первоначального рынка абонентов-людей, который в достаточной мере насыщен. По данным аналитического агентства AC&M, уровень проникновения сотовой связи в России превысил в конце прошлого года 156% (227 млн абонентов), и рост этого рынка в последний период составляет лишь 3–5% в год.
Нет слов — одни данные!
С точки зрения операторов сотовой связи, электронные абоненты по-своему очень хороши, если к ним приноровиться. Пока m2m-решения применяются в основном в банкоматах, электронных терминалах самообслуживания, дистанционно управляемых телеметрических датчиках, вендинговых автоматах, видеокамерах и на транспорте. На конец прошлого года вся эта машинная абонентская база, по разным оценкам, составляла от 1,5 до 2,7 млн устройств. Не так много в сравнении с Западной Европой и США, но уже достаточно, чтобы составить для себя статистически верный профиль типичного электронного абонента.
Чаще всего m2m-решения характеризуются небольшим объемом трафика: от 2–3 Мб в месяц у самых простых датчиков до 100–150 Мб у более функционального оборудования и видеокамер. Обычно телеметрические данные невелики по объему, но передаются часто: интервал опроса оборудования может быть равен одной секунде. Удобно то, что бОльшая часть электронных абонентов не требует каналов с высокой пропускной способностью: типичное приложение, по мнению аналитиков агентства J`son & Partners, использует в среднем 30 байт данных за одну транзакцию. К тому же, в отличие от «живых» пользователей мобильной связи, устройства не создают пиковых нагрузок на сеть, их трафик — «ровный».
Сколько зарабатывают на m2m-абонентах сотовые операторы? Средняя выручка на абонента (показатель ARPU1) — если это человек — у операторов «Большой тройки» укладывается в диапазон от 9 до 11 долларов в месяц. ARPU электронных абонентов значительно ниже. Сергей Балашов, менеджер по продуктам телематических решений и сервисов «ВымпелКома», называет цифру в 80–90 рублей: за эти деньги можно получить несколько мегабайт трафика и возможность отправки пары сотен СМС. Сергей Иревли, директор департамента по развитию и управлению продуктами бизнес-рынка МТС, говорит о б’ольших суммах — 100–150 рублей, что, по его мнению, соответствует мировым трендам.
Как бы то ни было, таких потребителей услуг сотовой связи скоро должно стать очень много — и это перевешивает все. К тому же у электронных абонентов масса дополнительных достоинств. Их владельцы (пока это в основном компании) всегда в срок платят по счетам, к тому же они больше привязаны к оператору связи. «Корпоративный рынок сам по себе стабильнее массового, — объясняет Оксана Беляева, директор бизнес-направления m2m компании MegaLabs (стопроцентная «дочка» «МегаФона»). — А рынок m2m-устройств еще менее динамичен. Да, у клиентов нет привязки к номеру, но при возникновении желания заменить оператора они сталкиваются с необходимостью замены сим-карт в каждом отдельном устройстве».
Даешь подключения!
Пионером в завоевании появляющегося рынка электронных абонентов стала американская компания AT&T Wireless, которая запустила в 2005 году специальную платформу Enterprise on Demand («Предприятие по заказу»). Она позволяла пользователям управлять подключениями m2m-устройств, самостоятельно активировать сим-карты и отслеживать состояние своего счета. Платформа была открытой: к работе на ней допускались устройства третьих лиц после процедуры сертификации оператором. Спустя пять лет на Enterprise on Demand работало 750 видов устройств. В 2008-м AT&T Wireless создала отдельное бизнес-подразделение с характерным названием Emerging Devices Organization («Организация по работе с появляющимися устройствами»), задачей которого стал вывод на рынок широкого круга m2m-решений — «подключенных» бытовых приборов и промышленных датчиков, а также «встраивание» m2m-технологий в существующие. В настоящее время AT&T Wireless обслуживает почти 10 млн умных электросчетчиков.
В массовом порядке западные операторы начали выходить на рынок m2m-абонентов в 2009 году. Для большинства точкой входа стало подключение умных счетчиков: технологические решения здесь типовые, а аудитория — многомиллионная. Так, в 2009 году британский оператор Vodafon представил на рынке ультракомпактный сим-чип, который можно использовать в различных устройствах, — и в том же году подписал договор с British Gas о предоставлении услуг GPRS-связи и развертывании сети умных счетчиков. И уже через год у него был миллион электронных абонентов. В аналогичной связке с инфраструктурным игроком действует Orange, которая обслуживает в Европе свыше 2 млн счетчиков, принадлежащих National Grid (международный оператор электро- и газовых сетей). В некоторых странах миссию по превращению счетчиков в «умные» взяло на себя правительство. Так, в Австралии действует программа National Smart Meter, согласно которой такие счетчики должны быть установлены в 9 млн домохозяйств. Естественно, местные операторы сотовой связи активно вовлечены в процесс.
Раз «пилот», два «пилот»
Российские операторы двинулись на m2m-рынок несколько позже. «ВымпелКом» в 2010 году заключил контракт с ведущим мировым разработчиком интеллектуальных m2m-платформ американской компании Jasper Wireless и открыл «Центр управления m2m», с помощью которого клиенты могут организовать передачу данных между m2m-устройствами, управлять своими соединениями, задавать параметры их работы и отслеживать состояние датчиков вне зависимости от их местоположения. У МТС управлять всеми подключениями телематических устройств клиента в онлайн-режиме позволяет специализированный веб-портал «m2m-менеджер». А вот у «МегаФона» такой платформы нет: управление сим-картами реализовано через систему «Сервис гид».
Примеры внедрения m2m-систем в России еще не так масштабны, как на Западе: пока речь идет в основном о местных и региональных проектах, часто — «пилотных».
К примеру, один из крупных проектов в области ЖКХ — это мониторинг газопотребления в жилых домах в Курске. В рамках контракта компания «МТС» поставила ООО «Газпром Межрегионгаз Курск» около тысячи телематических комплектов, которые используются для автоматического обмена данными между устройствами, измеряющими уровень потребления газа в домах, и серверами предприятия. Аналогичный проект по мониторингу энергоснабжения реализован в Кургане для ОАО «ЭнергоКурган». В столице МТС совместно с МОЭК с 2009 года реализуется проект в сфере мониторинга расхода ресурсов: создана единая автоматизированная система контроля и учета передачи тепловой энергии и горячей воды. Для этого МОЭК установила в муниципальных домах и на объектах социальной сферы 47 тыс. счетчиков потребления, которые непрерывно передают данные на сервер центральной системы учета.
ПРОРЫВНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ ИДЕЯ XIX ВЕКА — СОЕДИНЯТЬ КАНАЛОМ СВЯЗИ ОДНО МЕСТО С ДРУГИМ (ТЕЛЕГРАФ, ТЕЛЕФОН), ИДЕЯ XX ВЕКА — СОЕДИНЯТЬ ЧЕЛОВЕКА С ЧЕЛОВЕКОМ (СОТОВАЯ СВЯЗЬ, ПОДВИЖНАЯ РАДИОСВЯЗЬ). ИДЕЯ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ — НАУЧИТЬ УСТРОЙСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (M2M)
Появляются у операторов и готовые комплексные m2m-сервисы — например, в области мониторинга автотранспорта и систем видеонаблюдения. «Для России ключевым на данный момент является транспортный сегмент, который растет впечатляющими темпами, — говорит Сергей Балашов («ВымпелКом»). — Такие решения интересны практически любой компании, имеющей значимый (обычно от 30–50 машин) корпоративный автопарк, расходы которого хочется оптимизировать». В качестве примера можно привести запуск комплексного проекта по мониторингу городского транспорта Сочи: с помощью каналов связи ведется мониторинг более трех тысяч единиц пассажирского и грузового транспорта, оснащенного мобильными терминалами ГЛОНАСС/GPS/GSM. В проект вовлечено 50 транспортных компаний города. Он охватывает парки более 50 транспортных компаний. «Это позволяет обеспечить мониторинг движения городских автобусов и маршрутных такси, грузовой и специальной техники, а также автомобилей скорой помощи», — говорит Сергей Иревли (МТС).Мотивация для использования таких систем одинакова: это куда как дешевле постоянного мониторинга рутинных показателей с помощью «живых» людей.
Одним из перспективных направлений для m2m является еще один «вечный бизнес» — телемедицина. Решения для врачей на базе интернет-планшета в России используются пока весьма фрагментарно, как и электронные карты пациентов, но и это уже вчерашний день. Самое интересное, что могут дать в этой сфере m2m-технологии, — это системы удаленной медицины (e-healthcare). Они тоже основаны на экономической целесообразности: держать пациента в стационаре сверх нормативных сроков пребывания не дают страховые компании, между тем с помощью подобных систем можно контролировать амбулаторное лечение пациента и его состояние дистанционно. Пациенту в этом случае достаточно носить специальный браслет с датчиками, который будет отправлять ключевые показатели его самочувствия в автоматическом режиме. Впрочем, подобные внедрения — еще дело будущего.
По прогнозам J`son & Partners Consulting, в ближайшие годы рынок мобильного m2m будет находиться на подъеме. К 2015 году он вырастет в сравнении с 2010-м в 8,5 раза — до 18,4 млн подключенных устройств, а доля самих m2m-устройств в абонентской базе операторов сотовой связи достигнет 6%. Общий объем рынка m2m-решений за тот же период вырастет в 3,1 раза и достигнет 107,5 млрд руб. Из этой суммы затраты на услуги связи составят 14,4 млрд.
Сейчас почти все m2m-решения, предлагаемые на российском рынке операторами связи, адресованы корпоративному сектору. Но самое интересное начнется тогда, когда технологии «машино-машинных» коммуникаций проникнут на рынок b2c и к операторам потянутся частные клиенты — подключать к Сети свои холодильники, кофеварки, стиральные машины, пылесосы…
Максим Букин , опубликовано в «Бизнес-журнале Онлайн», 18 Июня 2012 года.