Федеральный закон 443 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации» содержит четкие указания касаемо организации дорожного движения и его параметров. Авторитетные компании-производители транспортного оборудования учитывают все требования 443 ФЗ и, как это было подтверждено практикой, все интеллектуальные транспортные системы на местах работы транспорта можно использовать в рамках этого закона и с применением беспроводных сетей передачи данных.
-
Согласно ФЗ 443, можно выделить следующие главные принципы организации дорожного движения:
-
в приоритете всегда безопасность пассажиров, водителей и пешеходов, а не сокращение времени в процессе движения транспорта (задержки);
-
в первую очередь нужно развивать сферу городского транспорта массового пользования;
-
важно предоставлять достоверные, актуальные данные о мероприятиях, касаемых организации дорожного движения и оперативно распространять их;
-
необходимо создавать комфортные условия для передвижения велосипедистов и пешеходов;
-
важно обеспечивать экологическую безопасность городского транспорта.
Благодаря использованию современных технологических решений, ФЗ 443 позволяет использовать современные устройства для:
-
контроля движения тс по трассе;
-
приоритетного проезда городского транспорта;
-
управления светофорами;
-
анализа результативности организации дорожного движения;
-
формирования комфортабельных парковочных мест;
-
подключения транспортных средств к единой системе мониторинга на базе IoT-технологий.
Что входит в главные параметры дорожного движения:
-
Интенсивность потока транспортных средств.
-
Пропускная способность трассы.
-
Вид тс (автобус, грузовой, легковой автомобиль и т.д.)
-
Средняя скорость движения тс.
-
Плотность трафика (усредненное число тс на каждый километр трассы).
Мониторинг дорожного движения: современные высокотехнологичные решения
Рассмотрим наиболее современные, высокотехнологичные и эффективные системы, которые все чаще внедряются в транспортные сети города для мониторинга дорожного движения.
Sensys Networks: система учета интенсивности транспортного потока
Задачи, которые решает система:
-
Позволяет определить длину транспортной очереди на конкретном перекрестке.
-
Обеспечивает адаптивное управление светофорами.
-
Выявляет нарушение — проезд тс на красный свет.
-
Определяет общую скорость потока транспортных средств.
-
Определяет тип и число тс, которые проезжают через стоп-линию.
-
Прогнозирует и определяет длину затора.
-
и т.п.
Основа Sensys Networks — датчики FlexMag (магниторезистивные), передающие данные по беспроводным сетям. Питание организовано от емкого аккумулятора и позволяет оборудованию работать беспрерывно на протяжении не менее 10-и лет.
Сам датчик расположен в прочном корпусе из пластика, который устанавливается непосредственно в дорожное покрытие. Для этого в асфальте специалисты проделывают маленькое отверстие, которое после установки датчика заливается эпоксидной смолой.
Сама процедура установки занимает минимальное количество времени — транспортный поток придется перекрыть всего на 10-15 минут. Если в будущем дорогу будут ремонтировать, датчик не пострадает, нужно будет только заменить пластиковую коробку.
Каждый датчик отправляет информацию о замеченных тс на ретранслятор или на точку доступа. Вся информация передается по беспроводной сети на частоте 2,4 ГГц.
Построение системы: варианты
Чтобы внедрить вышеописанную систему, можно использовать ретрансляторы SPP-радиокабинет или FlexNode LP, которые дополняются контроллером FlexControl и изолятором FlexIsolator. Задача контролера — принимать информацию от датчиков и отправлять ее на сервер АСУДД или контроллер светофора.
Если от датчиков системы будет получена информация о чрезмерной пробке, дорогу можно будет быстро загрузить даже при большом количестве транспорта, находящемся на ней. Для этого система имеет встроенные алгоритмы смены светофорных сигналов на определенном перекрестке.
Радар SpeedLane Pro
Это технологичное решение позволяет определять:
-
интенсивность транспортного потока;
-
среднюю скорость тс на каждой полосе;
-
среднее время между проездом тс друг за другом;
-
среднее расстояние между машинами на трассе.
Радар SpeedLane Pro отличается следующими техническими характеристиками:
Диапазон рабочих частот, ГГц
24,05-24,25
Число полос для одновременного определения всех тс, которые по ним движутся
1-16
Интерфейсы подключения
Ethernet, RS232/RS485, Bluetooth
Объем памяти устройства, Мб
512, предусмотрен USB-разъем для внешнего накопителя
Видеокамера
1,3 Мегапикселя с возможностью съемки в формате HD. Используется для настройки направления радиоволны и обеспечивает удаленный контроль автотрафика
Облачные сервисы
Для сбора информации с разных устройств и возможностью изучения статистических данных, функцией создания графиков движения
Место установки
На обочине дороги для незаметного сбора информации о передвижении тс по дороге. Может работать при любых погодных условиях и не зависит от окружающего освещения
SpeedLane Pro монтируется на опоры при помощи установочных лент. Оборудование оснащено встроенным модемом, которые обеспечивает беспроводную передачу данных.
Параметры радара можно изменять при помощи Ethernet или Bluetooth-подключения. Без необходимости подключать какое-либо дополнительное оборудование для настройки.
Ввиду сверхнизкого потребления электроэнергии (при мощности всего в 1,2 Вт и потреблению тока в 97 мА), SpeedLane Pro подзаряжается от солнечной батареи даже в сильно затененных регионах.
Использование такого оснащения позволяет значительно снизить конечную стоимость продукта, так как в процессе разворачивания учетных объектов не нужно подводить к ним множество различных коммуникационных линий.
На амстердамской выставке InterTraffic-2016 радар SpeedLane Pro был положительно оценен многими присутствующими экспертами. Также, оборудование заняло первое место в номинации “Управление трафиком”.
Система учета интенсивности транспортного потока на основе камеры с аналитикой FLIR TrafiBot2
Такая система видеонаблюдения имеет встроенную аналитику и позволяет выявлять различные внештатные ситуации, ДТП и другие инциденты на трассе. Камера способна распознавать людей, автомобили и предметы (например, груз, выпавший из кабины машины, мусор и т.п.).
Что конкретно определяет FLIR TrafiBot2:
-
движение тс по встречной полосе;
-
посторонний объект в тоннеле;
-
человек на трассе;
-
дым в тоннеле;
-
остановленные тс на трассах, в тоннелях, на мостах;
-
пожар в тоннеле.
Система FLIR TrafiBot2 может самостоятельно передать данные о каком-либо возникнувшем инциденте и вывести изображение на монитор. Также, кроме всех вышеописанных ситуаций, камера передает и другие важные данные, касаемые транспортного потока:
-
средняя скорость тс;
-
число тс;
-
классы тс (типы).
FLIR TrafiBot2 может одновременно контролировать 3-и полосы.
11 Статья ФЗ 443 “Обеспечение эффективности организации дорожного движения”: важные детали
Согласно Статье 11 Федерального Закона 443, эффективность дорожного движения может осуществляться при помощи реализации следующих мероприятий по организации дорожного движения:
-
Эффективного распределения транспорта по трассам, к чему относится также и разделение тс на отдельные виды в зависимости от их категорий и скорости движения.
-
Повышения пропускной способности автотрасс различными путями: устранением помех для проезда авто, формированием кольцевых объездных дорог, реконструкцией перекрестков, организации новых дорожных развязок.
-
Оптимизации работы светофорных объектов и управления ими, внедрения адаптивной модели управления.
-
Координации работы светофоров в пределах определенной территории.
-
Развития инфраструктуры путем реконструкции и создания новых велодорожек и пешеходных переходов, чтобы максимально обезопасить передвижение пешеходов и велосипедного транспорта.
-
Увеличения числа парковочных мест (преимущественно за пределами автотрасс).
-
Введения временных или постоянных запретов на передвижение тс на определенных участках дорог.
Эффективное распределение транспорта по трассам
Чтобы решить эту задачу, можно использовать следующее оборудование:
-
Датчики Sensys Networks.
-
Радар SpeedLane.
-
Камеру FLIR-TrafiBot2.
Работая в связке, данные со всех этих устройств будут передаваться, к примеру, на информационное табло, которое будет корректировать транспортный поток и распределять тс, освобождая более загруженные участки дороги, перенаправляя машины на свободные трассы.
Второй вариант решения задачи — применение системы Carrus для учета времени в пути. Она автоматически определяет MAC-адрес каждого электронного устройства, что есть в машине (планшета, смартфона, нетбука, ноутбука, медиацентра и т.д.) и также может определять скорость движения тс и формировать карты загруженности автотрасс. Подобные карты можно использовать для информирования шоферов и предполагаемом времени проезда по тому или иному участке дороги.
Еще одна задача, с которой с которой отлично справляется Carrus — создание матриц транспортных корреспонденций, которые позволяют анализировать потоки транспорта в черте города. Чтобы получить максимальную эффективность от внедрения такого решения, системой Carrus рекомендуется обустроить каждый оживленный перекресток города. На шоссе система должна быть смонтирована через каждые 3-6 км. пути.
Развитие инфраструктуры путем реконструкции и создания новых велодорожек и пешеходных переходов
С такой задачей легко справиться система Sensys Networks, которая основана на беспроводных радарах для велосипедных дорожек, которые монтируются непосредственно в поверхность каждой велотрассы.
Что позволяет реализовать система Sensys Networks:
-
значительно увеличить безопасность пешеходов, которые пересекают перекрестки;
-
определить, не передвигается или не припарковано ли тс на велодорожке;
-
оптимизировать транспортные маршруты шоферам.
Приоритет — городскому транспорту
Предприятие РИПАС (Россия) создала систему приоритетного проезда под названием “Эскорт”, которая была успешно испытана в процессе организации передвижения транспорта в рамках Чемпионата мира по футболу-2018 и кубка Конфедераций-2017.
Высокотехнологичное устройство “Эскорт” способен:
-
сократить время проезда автобуса по маршруту до 20%;
-
уменьшить число единиц тс на маршруте с параллельным сохранением необходимого объема необходимой работы;
-
практически не влиять на частные транспортные средства;
-
снизить финансовые затраты на организацию приоритетного проезда;
-
интегрироваться с различными другими системами.
Если вдруг троллейбус или автобус начинают отставать от графика, система “Эскорт”, подключенная к радиосвязи, отправляет информацию об опоздании контролеру. Затем опаздывающему транспорту дается временный приоритет, пока он не вернется к нормальному графику.
Также, система предусматривает автоматическое включение зеленого светофорного сигнала для городского транспорта, который отстает от по времени от установленного графика. Как только автобус проедет перекресток на зеленый свет, светофорная система вернется в прежний режим работы.
Увеличения числа парковочных мест
Системы Sensys Networks прекрасно справляются с такими задачами. Классические датчики отправляют информацию о свободных местах на подземных и крытых парковочных зонах по радиочастотам, использую сети mesh. Но, если речь идет об открытой парковке, задача усложняется.
Радары Sensys Networks способны определять наличие свободного парковочного пространства на открытых участках. А благодаря интеграции в целую сеть для управления парковкой, на их базе можно создать целую навигационную карту со свободными парковками и сервисом их бронирования.
Как показывает практика, главная сложность в процессе монтажа различного периферийного оборудования для интеллектуализации транспортной отрасли — подведение необходимы кабельных сетей.
Если же использовать для этой цели роутеры Robustel, работающие через беспроводные сети и позволяющие дублировать и объединять GSM-каналы, то можно обеспечить максимально надежный и беспроводной доступ к любой системе.
Кроме того, оборудование Robustel имеет встроенные солнечные батареи, что делает их крайне энергоэффективными и выгодными в плане решения проблем в сфере управления дорожным транспортом.
Долгие годы компания “ЕвроМобайл” занимается улучшением городских транспортных сетей, делая их более безопасными и комфортными. Лишь в Санкт-Петербурге специалисты “ЕвроМобайл” оснастили своими решениями более 500 единиц городского транспорта. Если говорить о территории всей России, то число единиц такого транспорта переваливает за несколько тысяч.
“ЕвроМобайл” тесно сотрудничает с частными предприятиями и городскими властями Перми, Омска, Архангельска, Москвы, Калининграда и многих других город РФ и стран СНГ. За все время работы специалисты компании успели посотрудничать с такими крупными организациями, как Stadler (в рамках проекта “Чижик”), “Волгобас”, “МАЗ” и т.п.
“ЕвроМобайл” занимается проектированием и внедрением таких транспортных IT-систем:
-
видеорегистраторы и камеры наблюдения (имеют сертификаты СТИС МВД);
-
системы безопасности транспортных средств ADAS;
-
информационные системы для пассажиров городского транспорта, в которых используются высокотехнологичные программные продукты и аппаратные решения (часть из них была задействована на Чемпионате мира по футболу в 2018 году);
-
интеллектуальные системы, с помощью которых можно управлять транспортным потоком и контролировать трафик на трассе, регулировать светофорные объекты, распределять загрузку по полосам и разным дорогам.
и разным дорогам.
-