Предлагаем обзор GSM модулей Cinterion серии Automotive, разработанных для применений в проектах ЭРА ГЛОНАСС и eCall.
Cтартовавший в 2009 году российский государственный проект ЭРА ГЛОНАСС за два года преодолел основные этапы нормативно-правовых согласований: был создан проект системы, а также разработаны прототипы автомобильных терминалов и платформы «ЭРА ГЛОНАСС». Недавно ОАО «НИС», официальный оператор программы «ЭРА ГЛОНАСС», объявил о планах запуска пилотных зон системы в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Запуск планируется в конце 2011 года. Для испытаний будут задействованы до 100 образцов навигационно-бортовых терминалов ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС/GPS), которые ОАО «НИС» готово закупить у российских производителей. Эта новость означает официальное открытие российского рынка бортовых GSM терминалов в рамках проекта «ЭРА ГЛОНАСС». Для любого производителя, принявшего успешное участие в пилотных испытаниях проекта ЭРА ГЛОНАСС, гарантирована государственная сертификация испытанной продукции и разрешение на монтаж в сервисных автоцентрах РФ уже в 2013 году. Для наиболее успешных производителей участие в пилоте в дальнейшем означает заключение долгосрочных контрактов с автомобильными заводами России на поставку собственной продукции. Объем этого динамично развивающегося рынка в 2009 году составил более 300 тысяч проданных автомобилей, перспектива прироста на ближайшие несколько лет оценивается в 30%-70% ежегодно. Успех разработки любой электроники напрямую зависит от выбора комплектующих, позволяющих собрать недорогой прибор с заданными техническими характеристиками. Для бортового терминала «ЭРА ГЛОНАСС» такими компонентами являются модуль спутниковой навигации с поддержкой ГЛОНАСС и GSM. Сегодня на рынке появились компактные и недорогие чипсеты и модули ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, но их выбор невелик и не поставит разработчика в тупик. С GSM модемами ситуация иная: во-первых, рынок этих приборов хронологически старше и представлен внушительным числом игроков, во-вторых, технология GSM получила глобальное распространение, вследствие чего GSM модемы широко применяются в самых разных отраслях промышленности и в быту. Существуют разработки универсальные и выполненные под определенные задачи, с набором специфических функций и без. Поэтому выбор оптимальной модели под конкретную задачу требует детального изучения рынка. Среди огромного числа производителей GSM модулей, поставляющих свою продукцию на российский рынок, немецкая фирма Cinterion выделяется благодаря широкому ассортименту и промышленно-ориентированным решениям. В 2009 году Cinterion представила шестое поколение GSM модулей своей известной серии Automotive («Автомобильная»), специально разработанной в рамках европейского проекта eCall, аналога и прототипа российской ЭРЫ ГЛОНАСС и применяемой в системах экстренного реагирования на дорожно-транспортные происшествия.
Серия Automotive
«Автомобильная» серия GSM модулей Cinterion, предлагаемая для проектов eCall и ЭРА ГЛОНАСС, представлена тремя моделями: AC75i, AC65i, AGS3. Все эти GSM модули разработаны для комплектации коммуникационных бортовых устройств, устанавливаемых на движущиеся объекты (автомобили). В рамках проектов eCall и ЭРА ГЛОНАСС задачей такого бортового устройства (GSM терминала) является контроль состояния автомобиля (сбор данных с автомобильных датчиков, тахометра) и получение его текущих GPS или ГЛОНАСС координат в реальном времени. При определении неполадки или внештатной дорожной ситуации терминал активирует работу встроенного GSM модуля, и тот автоматически передает набор данных об аварийном автомобиле на пульт диспетчера службы экстренного реагирования по сети GSM, используя in-band канал. Модем также активируется кнопкой экстренного вызова диспетчера, устанавливая двустороннюю голосовую связь между водителем пострадавшей машины и диспетчером. Эксплуатация в автомобилях, потенциально подверженных ударам и повреждениям, накладывает на GSM модули ряд требований. GSM модуль должен передать аварийные данные при любых условиях, в том числе при возгорании, ударе, опрокидывании автомобиля. Высокие требования к прочности обусловили реализацию GSM модулей серии Automotive на элементной базе повышенной надежности, а также использование специальных «автомобильных» возможностей (automotive features), среди которых:
- диагностика внешних антенн,
- мониторинг стабильности приёма радиосигнала,
- расширенные возможности контроля и управления температурой,
- экстренный голосовой вызов при превышении порога температуры (возгорание).
Все GSM модули Cinterion серии Automotive полностью совместимы с техническими требованиями Еврокомиссии по проекту eCall и ЭРА ГЛОНАСС. Модули AC75i, AC65i, AGS3 разработаны и произведены в соответствии с европейским межотраслевым стандартом для автомобильной промышленности TS16949, а также более строгим немецким стандартом VDA 6.2.9. Все модули этой серии прошли испытания и имеют сертификаты 3GPP TS 51.010-1, ETSI EN 301 511 V9.0.2 для цифровых телекоммуникационных устройств. Версия in-band кодека, используемая в серии Automotive, соответствует стандарту 3GPP TS 126 268 V 9.3.0. Технические характеристики GSM модулей Cinterion Automotive
Серия | Automotive | ||
Продукт | AC65i | AC75i | AGS3 |
|
|
||
|
Java™ | EDGE | GPRS |
Частотный диапазон | QB GSM/GPRS | QB GSM/GPRS EDGE | QB GSM/GPRS |
Встроенные процессоры | ARM9™ | ARM9™ | ARM9™ |
Управление | AT команды TCP/IP | AT команды TCP/IP | AT команды TCP/IP |
Размеры, мм | 33.9x45x3.3 | 33.9x45x3.3 | 33.9x29.6x3.2 |
Вес, г | 8,5 | 8,5 | 5,5 |
Рабочий диапазон температур | -40°C… +85°C | -40°C… +85°C | -40°C… +85°C |
Передача данных |
|
||
EDGE |
|
класс 12 |
|
GPRS | класс 12 | класс 12 | класс 12 |
CSD | • | • | • |
SMS |
• |
• | • |
Интерфейсы |
|
||
Антенный коннектор | SMP, 50? | SMP, 50? | через LGA |
Межплатный коннектор | 80-pin | 80-pin | LGA |
Аудио аналоговый/цифровой | 2x/1x | 2x/1x | 2x/1x |
Последовательные порты (ITU-T V.24) | 2x | 2x | 2x |
USB 2.0 |
• |
• | • |
I2C |
• |
• | • |
SPI |
|
|
|
ADC/DAC | 2x/1x | 2x/1x |
|
Цифровые входы/выходы GPIO |
• |
• |
|
Аудио возможности |
|
||
Трехскоростной кодек для HR, FR, EFR |
• |
• | • |
Адаптируемый мультискоростной кодек ARM |
• |
• | • |
Улучшенная громкая связь, спецификация VDA |
• |
• | • |
Эхо- и шумоподавление |
|
|
|
DTMF |
• |
• | • |
Специальные возможности |
|
||
Дистанционное обновление прошивки (FOTA) |
• |
• | • |
Дистанционное обновление программного обеспечения (OTAP) |
• |
• | • |
Контроль заряда литиевых батарей |
• |
• | • |
Готов к использованию в eCall решениях |
• |
• | • |
Диагностика внешних антенн | 2x | 2x | 2x |
RLS-мониторинг (детектор глушения GSM сигнала) |
• |
• | • |
Расширенные возможности управления температурой |
• |
• | • |
Экстренный вызов при превышении температуры |
• |
• | • |
Разработка и производство в соответствии с TS16949 |
• |
• | • |
RIL драйвер |
• |
• | • |
Multiplex драйвер 3GPP 27.010 для Microsoft® Windows |
• |
• | • |
Интегрированный профиль SIM Access |
• |
• | • |
Часы реального времени |
|
|
• |
Функции таймера |
|
|
через AT команды |
Продолжение: GSM модули Cinterion в проектах ЭРА ГЛОНАСС и eCall (часть 2)