На протяжении всей своей истории человечество занималось разработкой новых механизмов, чтобы сделать собственную жизнь проще. В последнее время люди обленились настолько, что для полной автоматизации некоторых сфер своей деятельности все чаще стали использовать M2M-технологии (machine-to-machine), позволяющие устройствам обмениваться информацией друг с другом.
На сегодняшний день отраслями, использующими M2M-устройства, являются банковский и телекоммуникационный сектора, энергетика, транспорт, логистика, добывающая и перерабатывающая промышленность, ЖКХ, сельское хозяйство, крупные сети оптовой и розничной торговли, силовые ведомства. И, очевидно, этот список с годами будет только расти.
Российский рынок M2M-услуг довольно молодой. При этом эксперты прогнозируют его бурный рост в самой ближайшей перспективе. Одним из наиболее быстро развивающихся его сегментов является сегмент навигационно-телематических услуг, в трендах развития которого мы и решили разобраться.
Что нам стоит дом построить?
По прогнозу компании «ИКТ-Консалт», до 2020г. мировой рынок М2М-решений вырастет в 25 раз. На российском рынке сейчас наиболее активно развиваются такие направления, как транспорт, ЖКХ, банкоматы и платежные терминалы, мониторинг (ситуации на дорогах, метеоданных) и безопасность.
По данным экспертов, на конец 2011 г. наибольшее количество подключенных M2M-устройств приходилось на долю транспорта — около 50%. Однако, согласно прогнозу Analysys Mason, к 2020г. на мировом уровне его потеснят другие отрасли. На долю коммунального хозяйства будет приходиться 62% подключенных М2М-устройств, на безопасность — 21%, а на транспорт — всего 13%.
По мнению специалистов, в ближайшие годы российский рынок телематических услуг будет развиваться в направлении расширения охвата потенциальных пользователей и обновления инфраструктуры. Кроме того, следует ожидать активного роста заказов на построение телематических корпоративных экосистем.
С технологической точки зрения эксперты уверены, что в ближайшее время производители будут интегрировать нескольких типов функциональности в одно устройство, минимизировать их размер. Лидирующее положение на данном рынке смогут занять только те компании, которые сведут большинство телематических услуг воедино и будут предоставлять их, используя одну и ту же среду передачи данных. При этом, как ожидается, используемое оборудование станет дешевле и доступнее для конечного потребителя. Кроме того, заказчик будет предъявлять повышенные требования к техническим характеристикам систем, возможностям все более точного определения координат местоположения.
Считается, что наиболее востребованы на рынке будут персональные трекеры — приборы размером с небольшой сотовый телефон с возможностью мониторинга передвижения людей. Они могут заинтересовать как родителей, беспокоящихся о детях, так и руководителей, контролирующих своих сотрудников.
Участники рынка уверены, что в 2012г. в связи с выборами президента РФ M2M-технологии будут активно внедряться в избирательный процесс. Специальное оборудование может устанавливаться на переносные ящики и ряд автомобилей избиркома, что позволяет наблюдать за их перемещением в режиме реального времени любому желающему через Интернет. Ящики также дополнительно могут оборудоваться датчиками, отслеживающими их вскрытие.
Транспортная телематика
Все эксперты, опрошенные РБК, сошлись во мнении, что одним из основных драйверов роста российского рынка транспортной телематики является значительное влияние государственного сектора. Можно выделить несколько основных программ, входящих в крупные госпроекты, призванные повысить безопасность и эффективность транспорта в РФ, а также модернизировать его инфраструктуру. Это и ЭРА-ГЛОНАСС, и интеллектуальные транспортные системы (ИТС) городов, и «Социальный ГЛОНАСС», и система взимания платы за проезд по автотрассам, и «Безопасный город», и т. д.
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса ОАО «Русские навигационные технологии» (РНТ) Олег Краус рассказал РБК, что помимо государственного сектора, рынок навигационно-телематических услуг активно развивается в крупном бизнесе. «Заказчики из этого сегмента очень много внимания уделяют комплексным решениям, позволяющим рассматривать транспортную телематику как часть глобальной системы управления бизнес-процессами», — сказал он. При этом, по словам эксперта, динамичный спрос на системы мониторинга наблюдается в секторе среднего и малого бизнеса. «Здесь заказчикам важно, чтобы система была проста и удобна в использовании, не нагружала дополнительной работой и решала круг специализированных бизнес-задач», — пояснил О.Краус.
Главный аналитик ОАО «Навигационно-информационные системы» («НИС ГЛОНАСС») Андрей Ионин выделил такое направление развития навигационной телематики, как Connected Car, рассчитанное на автомобилиста. «Уже сегодня автомобиль становится самостоятельным подвижным навигационно-информационным узлом, в функции которого входят: интеграция устройств, связь в движении и управление на основе навигации», — рассказал он. По словам А.Ионина, технологии Connected Car развиваются и внедряются усилиями глобальных автомобильных и софтверных компаний. В свою очередь спутниковая навигация предоставляет информацию для безопасности, управления и создания локальных приложений и поддержки услуг.
Отмечено, что важным отраслевым событием будет признание ГЛОНАСС на мировом рынке. «Фактом признания является производство ведущими производителями навигационного оборудования с двухсистемными чипами. Все производители ориентируются на производство таких чипов, поэтому можно будет говорить о назревании конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными игроками рынка», — считает эксперт.
Как ранее сообщал генеральный директор «НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко, по оценке компании, в 2011г. внутренний рынок чипсетов ГЛОНАСС/GPS для автотранспорта в РФ достиг 270 тыс. устройств, что почти в три раза больше аналогичного показателя 2010 г. По его словам, прогноз для текущего года составляет 500 тыс. устройств, что эквивалентно примерно 7,5 млрд руб. При этом к 2015 г. объем российских поставок навигационного оборудования для автотранспорта с двухсистемными модулями ГЛОНАСС/GPS, по прогнозу «НИС ГЛОНАСС», вырастет до 35 млрд руб., а весь внутренний навигационный рынок на транспорте — до 100 млрд руб.
В свою очередь О.Краус добавил, что количество техники, подлежащей оснащению навигационными системами, исчисляется миллионами. «На настоящий момент в России оснащено системами мониторинга порядка 800 тыс. единиц транспорта. И динамика роста приближается к 100% в год», — сказал он.
Взгляд в будущее
В 2010-2011гг. в России существенно выросло число отраслей, где целесообразно применение М2М-технологий. По мнению экспертов, это вызвано тем, что кризис заставил многие компании искать пути снижения издержек и повышения эффективности бизнеса за счет внедрения инновационных технологий.
Таким образом, помимо сегмента мониторинга и управления транспортом, в России есть еще ряд перспективных направлениями с точки зрения развития M2M-сервисов. Например, удалённые измерения показателей датчиков. Здесь M2M-сервисы используются для контроля работы систем ТЭК и систем добычи, переработки, транспортировки сырья.
В сфере ЖКХ телематические сервисы применяются для мониторинга систем энергообеспечения. Например, для контроля давления и температур в системах отопления, могут использоваться в счетчиках расхода воды и электричества, для мониторинга работы лифтов, служб вывоза мусора. Уже сейчас в Москве создана пилотная зона, где около 150 тыс. квартир одного квартала оборудованы М2М-модулями для снятия показаний различных счетчиков.
В области здравоохранения важен мониторинг машин скорой помощи. Кроме того, появился новый сегмент медицинского оборудования, где требуется удалённый беспроводной доступ. Технология встраиваемых модулей в медицине очень сложна в реализации, потому что пока не доказан ни отрицательный, ни положительный эффект GSM-излучения на здоровье человека. Сейчас беспроводные модули применяются не на теле человека, а в составе какого-то диагностического оборудования.
В перспективе участники рынка ожидают ускорения освоения самых современных способов дистанционного контроля и управления объектами, реализации «умного» и комфортного жилья, а также безопасных транспортных систем. Уже сейчас на улицах российских городов появляются «умные остановки», «умные светофоры», в перспективе «умными городами» будет управлять автоматизированная система, а не люди, как сейчас.
Все больше и больше будут развиваться новые технологии в области передачи данных, считают эксперты. Пока для большинства М2М-решений предпочтительными остаются сети 2G, поскольку беспроводные модули для них значительно дешевле, надежнее и энергоэффективнее, однако увеличение зоны покрытия 3G-сетей будет способствовать скорому проникновению на рынок решений адаптированных под этот стандарт передачи данных.
Следуя за мировым трендом в развитии «облачных технологий», одной из важных тенденций на рынке, по мнению экспертов, будет доступность многих функций М2М-решений через соответствующие web-сервисы.
Ксения Петрова
Читать статью полностью