Отвечаем на самые популярные вопросы об интеллектуальных транспортных системах
1. Бытует мнение, что ИТС – это, в основном, видеокамеры и метеостанции. Что ещё входит в список?
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) - включают в себя больше технических средств, нежели камеры и метеостанции. Комплексно система ИТС делится на подсистемы:
- Управление дорожным движением;
- Информирование участников дорожного движения;
- Метеомониторинг;
- Контроль движения грузового транспорта;
- Фотовидеофиксация нарушений правил дорожного движения;
- Мониторинг транспортных потоков.
В каждой подсистеме есть возможность выбора различного набора оборудования для решения определённых задач. Например, для мониторинга транспортных потоков могут применяться дорожные датчики, устанавливаемые в дорожное полотно (пришли на смену индукционным петлям), интеллектуальные видеокамеры и радарные комплексы. На сегодняшний день, самым точным и надёжным в эксплуатации техническим средством для корректного определения параметров транспортного потока (количество т/с, класс, скорость, интервал между т/с) является радарный комплекс производства Houston Radar – SpeedLane PRO. Преимущество радара перед видеокамерой заключается в его универсальности, простоте установки и настройки, а самое главное - всепогодности и независимости от условий освещения.
Система информирования участников дорожного движения включает в себя дорожные табло переменной информации, управляемые дорожные знаки, интернет-сервисы с формированием данных о дорожной обстановке.
Система контроля движения грузового транспорта – это специализированные пункты с набором технических средств, которые позволяют измерить габариты транспортного средства и его вес. В данном случае применяются интеллектуальные камеры.
Это лишь небольшая часть оборудования, с помощью которого строится ИТС, перечислять всё не имеет большого смысла, так как можно начать со светофора, а закончить летающими дронами. Сегодня техника в направлении ИТС развивается и с каждым годом появляются новые решения для мониторинга дорожных магистралей городов.2. У многих водителей пока нет понимания, что им даст внедрение на дорогах ИТС. Расскажите о практической пользе для пользователей дорог.
Внедрение ИТС – это необходимость в современном мире, чем быстрее в нашей стране будут строиться автоматизированные системы управления транспортом, тем быстрее будут двигаться города, давно известно, что у каждого города есть своя средняя скорость и чем она выше, тем интенсивнее развивается экономика, проще говоря, чем быстрее движется город, тем больше денег он зарабатывает.
Глобальная цель ИТС - это сбор данных о количестве трафика, типах, средней скорости. В результате обработки этих данных мы получаем аналитическую модель движения транспорта по городской сети дорог для определения «слабых мест». Тогда и можно адаптивно управлять трафиком, своевременно оповещать о дорожной обстановке участников движения, сократить количество ДТП и построить базу для появления в городах беспилотного транспорта.
Согласно данным ERTICO (Европейской ассоциации ИТС), интеллектуальные транспортные системы (ИТС) позволяют: на 20% повысить пропускную способность улично-дорожной сети без реконструкции и строительства новых сооружений, значительно сократить число ДТП, снизить эмиссию СО2, сократить потери времени при передвижении в течение жизни каждого человека на один год.
Так как в большинстве своём самые проблемные участки городов – это центральная часть, где уже нет возможности строительства новых дорог и расширения имеющихся магистралей, то необходимо лучше и эффективнее использовать уже построенные магистрали. Для этого используют адаптивное управление светофорным регулированием.
К примеру, на загруженном перекрёстке в течение дня изменяется количество транспорта. Условно на дороге 1 – больше транспорта утром, а на дороге 2 – вечером. С помощью установленных средств определения транспортного потока на светофор будут отправляться данные о длине затора перед светофором, на какой дороге фиксируется наибольший поток транспорта, на той дороге и будет дольше гореть зелёный свет.
Во многих городах мира, в том числе и у нас, такие системы уже работают. Но судя по ежедневным пробкам и заторам, этого недостаточно, нужно развивать ИТС и использовать максимально эффективно те дороги, которые у нас есть.
Важный аргумент для внедрения ИТС - это возможность сократить количество ДТП. Для этого ежегодно на дорогах увеличивается количество камер фото-видеофиксации на наиболее аварийных участках трасс, в среднем, по статистике, в зависимости от региона, после установки средств фото- видеофиксации нарушений скоростного режима количество ДТП сокращается на 30-50%, а смертность от ДТП на 15-30%.
Только вдумайтесь, в 2020 году в России зафиксировано более 145 тыс. аварий, в которых умерло 16,1 тыс. человек, различные травмы в результате ДТП получили 183 тыс. человек. Ущерб от ДТП в нашей стране составляет ежегодно 2% от объёма ВВП. Помимо фиксации нарушений скоростного режима необходимо внедрять и средства, фиксирующие поворот с запрещенной полосы и выезда за стоп-линию на перекрёстке. Это повысит дисциплину и культуру вождения.
Также в городах развиваются и системы видеонаблюдения с функцией обнаружения инцидентов, которые сигнализируют в мониторинговый центр о нештатной ситуации, это позволит быстрее реагировать на такие ситуации и способствовать их разрешению.
3. По большей части ИТС реализуют в городах. А есть ли смысл внедрения на междугородних трассах? И что может стать препятствием для этого?
На междугородних трассах так же присутствуют элементы ИТС.
В планах Росавтодора значилось строительство к 2020 году на всей сети федеральных трасс метеостанций и пунктов учёта интенсивности дорожного движения. В 2018 году уже действовало 1215 автоматизированных систем метеорологического обеспечения (АСМО) и 969 пунктов учёта интенсивности дорожного движения.
Также на междугородних трассах установлены табло переменной информации для информирования водителей, фото-видеофиксация инцидентов и нарушений ПДД. Конечно, пока нельзя сказать, что такие системы есть на всех трассах, однако развитие в этом направлении несомненно идёт. Актуальная задача для междугородних трасс – это строительство автоматизированных систем управления освещением, которые будут работать только при наличии транспорта, остальное время освещение будет отключаться, это позволит существенно сэкономить энергоресурсы.
В части препятствий строительству влияют факторы, присущие нашей стране: это большая протяжённость дорог без наличия населённых пунктов. В удалённых от города местах нет мобильного интернета, с помощью которого можно передавать данные, не говоря уже о проводном канале данных. Из-за больших расстояний строительство инфраструктуры (электропитание, канал передачи данных, опоры и технические помещения) нецелесообразно с экономической точки зрения, кроме того, оборудование нужно обслуживать и обеспечивать его сохранность.
4. Если говорить об организациях, занимающихся содержанием дорог, то есть ли уже реальные примеры повышения эффективности их деятельности от внедрения ИТС?
Безусловно, так как Росавтодор активно продолжает строительство ИТС на дорогах разного уровня. К примеру, здесь можно выделить автоматизированную систему весогабаритного контроля для грузовиков. До 2024 года на федеральных трассах планируется установить более 380 автоматических пунктов весогабаритного контроля. Главная задача - это обеспечить сохранность дорог. По статистике Росавтодора, ущерб, наносимый автомобильным дорогам России в результате проезда перегруженного коммерческого транспорта, ежегодно превышает 2,6 триллиона рублей. Это почти в два раза больше годового объёма дорожных фондов всех уровней.
Автоматические пункты весогабаритного контроля позволят взвешивать автомобили прямо на дороге во время движения без необходимости остановки транспортного средства. В случае перегруженности транспортного средства, штраф будет выписываться автоматически по аналогии со штрафами за превышение скорости, что исключит влияние человеческого фактора.
В части мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автодорог, работают пункты учёта интенсивности движения (ПУИД), метео- и видеомониторинг, благодаря чему органы дорожного планирования и регулирования знают, сколько и какой транспорт курсирует по дорогам, так как у каждой дороги есть свой класс, свои ремонтные нормативы, измеряемые в количестве проезжающего транспорта за определённый интервал времени. Поэтому можно обоснованно планировать ремонтные, реконструкционные, строительные работы реже или чаще запланированных сроков. Данные об интенсивности помогают своевременно определять возникновение заторов и управлять дорожной ситуацией, перекрывая маршруты, предлагая пути объезда, а видеоданные, получаемые в онлайн режиме, помогают вести удалённый мониторинг дорожной ситуации.
Автомобильная дорога, построенная и эксплуатируемая с использованием инноваций, позволяет сократить издержки с учётом её жизненного цикла, повысить безопасность и долговечность дорожного полотна.
5. Как обстоят дела с кибербезопасностью ИТС?
Основные заказчики ИТС – Росавтодор и государственные и региональные дорожные комитеты, которые предъявляют высокие требования к компаниям, поставщикам оборудования, а также компаниям интеграторам, ведущим строительство ИТС в части кибербезопасности системы.
Это система закрытого уровня с хранением данных на локальных серверах и с передачей данных по шифрованным каналам. Конечно, слабые места невозможно исключить, даже у таких IT гигантов как Microsoft возникают проблемы с кибербезопасностью, однако требования к безопасности со стороны государства предъявляются самые высокие с учётом рисков.
6. Как повлияет на развитие рынка ИТС разработка и распространение «умного» транспорта, в том числе и беспилотного?
Лучше этот вопрос переформулировать: как ИТС может повлиять на развитие беспилотного транспорта.
Без развития инфраструктуры ИТС невозможно появление беспилотного транспорта, так как беспилотник должен в онлайн режиме на высоких скоростях получать данные об интенсивности потока, о возможном заторе или инциденте на маршруте, о метеоусловиях, чтобы оперативно принимать решение о смене маршрута или продолжении движения. Все эти данные возможно передать на центральный бортовой компьютер (ЦБК) беспилотника только от ИТС.
Кроме того, беспилотнику нужно по окончании движения припарковаться и знать где через минуту или пять будет свободное место для стоянки, эти данные тоже должна считать и передать на ЦБК интеллектуальная транспортная система. Поэтому развитие ИТС на наших автомагистралях – это залог появления беспилотного транспорта.
На вопросы отвечал Богдан Ткач, project-менеджер компании «ЕвроМобайл».
Компания «ЕвроМобайл» осуществляет техническую поддержку на всех этапах реализации проекта: подбор оборудования, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию. Всё поставляемое оборудование имеет необходимые сертификаты и лицензии. Представленное оборудование для интеллектуальных транспортных систем имеет открытые протоколы взаимодействия и может быть интегрировано в уже существующую АСУДД города.
© 2021. Все права защищены.